У шестиклассников резко возрастает познавательная активность и любознательность. Все, что выходит за рамки повседневной жизни ребенка, — проблемы жизни и смерти, войны и мира, экологические и социальные темы, способы познания мира, ведьмы и гороскопы, НЛО и инопланетяне — все это занимает в сознании шестиклассника большое место. Эти проявления любознательности поверхностны и разбросаны и совершенно не связаны со школьной программой. Все это происходит потому, что подросток ощущает свои силы и возможности, взрослеет. Общаясь со сверстниками, ребенок начинает интересоваться тем, что модно в его среде. И если он хочет войти в какую-то компанию, то ее интересы становятся его интересами. Иногда в школе возникает целая эпидемия какого-либо увлечения, охватывающая не только класс, но и параллель, а иногда и школу, но через некоторое время эта эпидемия гаснет. Подобная мода может причудливо соединить в себе и позитивное, и негативное: (курение, токсикоманию, игру на деньги). Родители должны поддерживать позитивные увлечения и помогать ребенку в его делах. Именно в этом время у подростков обычно возникает интерес к различным музыкальным группам, ансамблям, исполнителям. Если у ребенка нет других увлечений, подобное может приобрести длительный характер, а подросток станет «фанатом» или какой-то музыкальной группы, или спортивной команды. Значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию можно судить о развитии личности ребенка. Если же у ребенка полностью отсутствуют какие-либо увлечения, то, скорее всего, их не было у окружающих взрослых. Бывает наоборот: родители слишком активно стараются развить какой-либо интерес у школьника, что ведет к обратному результату. Играет роль в отсутствии интересов и социальная обстановка, нехватка кружков, бедность библиотеки, отсутствие спортивных секций и недостаточная материальная обеспеченность родителей. Большое влияние на развитие интересов в подростковом возрасте оказывает общая атмосфера школы: если педагоги увлечены своим предметом, имеют большой круг интересов, желают все это передать ученикам — все это служит поддержкой влечения школьников. Иногда сталкиваясь с первым неуспехом (или небольшим успехом), подросток быстро гаснет из-за неуверенности в себе. Родители в такой ситуации должны поддержать подростка, укрепить его самооценку, проанализировав причины неудач. Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Дети готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно, не прилагая никаких усилий, развлечь себя и чем-то заняться. Эти ребята — первые кандидаты в асоциальные группы. Они нуждаются в особом внимании и родителей и педагогов. Таким образом, чаще всего интересы шестиклассников лежат вне школы, что приводит к отходу от нее. А это, в свою очередь, часто ведет к ухудшению успеваемости. Хотя это необходимый и важный этап в жизни подростка, он требует от взрослых особого внимания. Существует еще одна причина трудностей в обучении в средних классах. Это формализм в учебе. Различают два вида формализма: 1. Школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления, зазубривают написанное у учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма часто наблюдается у прилежных подростков, желающих хорошо учиться, но не умеющих правильно мыслить и чем-либо интересоваться. 2. (Наиболее часто встречающийся). Школьники легко оперируют абстрактными понятиями, владеют способами теоретического мышления, но испытывают трудности «в восхождении к конкретному». Основная причина такая же — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Формальное усвоение школьных знаний отрицательно влияет не только на их качество, но и на азвитие личности ребёнка. При наличии формализма первого вида может возникнуть учебная перегрузка, что приводит к повышению утомляемости.